Интервью с дизайнером из Стокгольма — Катей Карлинг

Интервью с дизайнером из Стокгольма — Катей Карлинг

Катя Карлинг — дизайнер скандинавских интерьеров, основатель и арт-директор дизайн студии MONOGRAM в Стокгольме.

Уже несколько лет Катя приезжает в Россию с лекциями о скандинавском дизайне. В этом интервью она рассказала порталу AllWorkshops о своей работе, о Швеции и дизайне, о сложностях преподавания и не только.

Катя, расскажите, как Вы стали заниматься дизайном интерьеров в скандинавском стиле?

Я получила художественное образование, в том числе по графическому дизайну. Интерьер, и все что с ним связано, поначалу было хобби и потом плавно перетекло в практику. Я, как и многие россияне, познакомилась со скандинавским стилем в магазине ИКЕА. Это было около 15 лет назад, и он совершенно потряс меня своей простотой, разумностью, функциональностью и уютом.

Со временем я стала меньше работать с полиграфией, а больше с интерьерными проектами, в том числе с концепт-проектами магазинов. Я работала с сетью life style магазинов и по этой причине часто ездила в Европу на выставки для закупки предметов декора. На специализированных выставках мебели и декора, таких как Maison&Objet в Париже и Ambiente во Франкфурте-на-Майне, я познакомилась с большим количеством интерьерных брендов, и это очень увлекло меня. Как у многих бывает, сначала я помогала оформлять интерьеры знакомым, которые открывали кафе или небольшие магазинчики. Появились новые заказы, и постепенно я стала заниматься только дизайном интерьеров, а графический дизайн ушел на второй план.

Потом я познакомилась со своим будущим мужем, а он по стечению обстоятельств оказался шведом. Так я переехала и стала жить в Швеции — Мекке скандинавского стиля. Здесь все мои знания нашли практическое применение. Сейчас я работаю в Стокгольме с различными проектами, создавая интерьеры для частных клиентов, магазинов и кафе. Также большое внимание я уделяю лекторской деятельности и написанию статей.

Почему Вы начали читать лекции по скандинавскому дизайну в России?

Несмотря на то, что скандинавский стиль становится в России всё популярнее, в своей практике работы я часто сталкиваюсь с тем, что у конечных потребителей остается очень много вопросов. Люди покупают вещи — мебель и декор, приносят их домой и расставляют по привычному стереотипу, а потом недоумевают, отчего не получается «по-скандинавски». И оказывается, что купить предметы декора недостаточно, нужно их понять, переосмыслить в соответствии со своим мировоззрением. Ведь привнося элементы скандинавского стиля, человек не становится, к примеру, шведом. Но что-то в этом стиле стало дорогим ему, какими-то глубинными корнями он почувствовал что-то близкое и родное. И нужно деликатно и компетентно помочь ему в этом разобраться. Ведь он не будет всю жизнь держаться за руку дизайнера, а высший класс – подвести его к тому, чтобы он продолжил тему самостоятельно.

Мне нравится афоризм Эрнста Легуве: «Воспитание – это наука, обучающая наших детей обходиться без нас». Вот что-то подобное и во взаимоотношениях дизайнера и клиента.

Скандинавам в этом смысле проще — они окружены этим стилем с детства, впитали его «с молоком матери». В «советском» стиле были отдаленно похожие задачи: минимализм и некоторые попытки функционализма, которые требовались, чтобы переселить людей из деревень в городское квартирное жилье, где квадратные метры не позволяли излишеств. До сих пор после посещения некоторых домов в Москве меня посещает чувство досады. Многие умные, талантливые, обеспеченные люди, которые много путешествуют, свободно говорят на иностранных языках, разбираются в искусстве — при создании интерьера по-прежнему следуют устаревшим стереотипам. Живут в интерьере, который, как мне представляется, не соответствует их образу мыслей, современному городскому ритму, внешности, наконец.

Это несоответствие формы и содержания стало основной причиной, по которой мне захотелось показать и рассказать, каким может быть интерьер. Так возникла идея лекций. Можно было бы вести блог, но обстоятельства снова помогли. Меня пригласили на мою бывшую работу в Москву, чтобы провести лекцию по интерьеру для сотрудников. Естественно, моей темой стал скандинавский стиль. Вот так началась моя преподавательская деятельность. И теперь уже четыре года я читаю лекции, провожу мастер-классы, консультирую онлайн и оффлайн.

Какие сложности возникают при проведении лекций по дизайну?

Про интерьер очень сложно рассказывать. Потому что, создание интерьера — дисциплина не столько теоретическая, сколько практическая.

Можно было бы, не говоря человеку ни слова, посадить его в самолет, отвезти в гости в обычный дом в Швецию или в Норвегию, попить чаю с хозяином, на следующий день вернуть его домой в Россию, и его представление о стиле совершенно поменялось бы. То, что чувствуется кожей, интуитивно, когда попадаешь в уютное помещение, человек считывает моментально, понимая, что ему тут хорошо. Потом можно было бы разложить по полочкам, а чем это сделано, какими инструментами, при помощи каких вещей, декора, света…

Но такой возможности на лекциях нет. В этом основная сложность — на словах рассказывать про уют. Поэтому я всегда провожу лекции с большим количеством иллюстративного материала. О дизайне можно просто рассказывать, но, на мой взгляд, такой подход менее практичен. Известный факт, что человек усваивает большую часть из увиденного, и гораздо меньше из услышанного. Поэтому я показываю очень много картинок. Кроме того, на лекциях я всеми средствами пытаюсь создать атмосферу скандинавского стиля и уюта. По возможности договариваюсь с партнерами, которые организуют мои лекции в России, о том, как будет выглядеть помещение. Но даже если это невозможно, я всегда декорирую столик лектора букетом или свечами, чтобы на практике показать приемы скандинавского дизайна.

Я вижу свою роль в том, чтобы поддержать интерес слушателей к скандинавскому стилю. Мои лекции включают и теоретическую часть, но я стараюсь внести в них побольше практики. Ведь после них слушатели возвращаются в свое конкретное жилье с предметными вопросами, где, например, разместить розетки. Теория — это хорошо, но без практики и наглядности говорить об интерьере сложно.

Кстати этим приемом — наглядностью — я делюсь и со своими слушателями. В основном на лекции приходят женщины, и случается, что потом они не могут убедить своих мужей внести радикальные изменения, покрасить стены в белый цвет, например. О дизайне нельзя говорить, его нужно показывать. Когда мы говорим неподготовленному человеку про какую-то новую для него вещь, то у него перед глазами возникает тот набор картинок, которые он в своей жизни видел (так у многих ассоциация с белым цветом — больница) и включается стереотип. А сказать «да» после того, как сказал «нет», уже тяжело психологически. Поэтому я советую для обсуждения с мужем подготовить набор картинок и разобраться на примерах: какой интерьер больше нравится и почему? Так, решение по выбору светлых стен, например, может прийти само собой.

Катя, о чем Вас не спрашивают на лекциях, а нужно было бы спросить?

Практически не задают вопросы о безопасности квартир и домов.

Как-то раз я консультировала клиентку, у которой на окнах были неоткрывающиеся металлические решетки. Она мне прислала фотографии и задавала вопросы о том, какие обои ей купить и какую мебель поставить. Она была очень удивлена, когда я предложила прежде всего спилить решетки на окнах или заменить их на открывающиеся изнутри. Вопрос пожарной безопасности часто остается без внимания. В России до сих пор множество окон на первых этажах домов наглухо заварены решетками. Побывав в гостях у шведов, в частных домах в помещениях на втором этаже под окном, можно увидеть сверток — это верёвочная лестница с крюками. В случае пожара они открывают окно, выбрасывают лестницу и спускаются на землю, не ломая руки и ноги.

Безопасность в скандинавском интерьере, не менее важна, чем дизайн.

Что Вы можете сказать дизайнерам и другим специалистам, которые только задумываются о том, чтобы преподавать и вести лекторскую деятельность? Какие у них могут быть трудности?

Мне просто рассказывать другим о скандинавском стиле, потому что я очень люблю этот стиль и сама выбираю тему выступления. Но многие дизайнеры, сотрудники компаний или менеджеры по продажам, которым нужно вести семинары, — ограничены рамками брендов. А любое ограничение для оратора и для выступающего сковывает творчество. Это то, что касается выбора темы.

С точки зрения публичного выступления это тоже непростая для многих задача. Публичное выступление — это обращенное на оратора внимание. Не всем бывает просто его выдерживать. Могут быть каверзные вопросы, некоторые боятся осуждения и того, как они будут восприняты со стороны. Кроме того, любая лекция основана на формате монолога, лектор полностью раскрывается перед аудиторией, которая только слушает. Все эти внутренние опасения могут сковывать оратора. Пожалуй, это является основной трудностью.

Но есть небольшой трюк, чтобы читать лекцию было легче. Если человек говорит о том деле, которое он любит, тогда он «загорается». И обычно такого человека легко расшевелить вопросами. Поэтому, если вам, как спикеру, сложно говорить, можно включить в себе «внутреннего интервьюера». И строить лекцию по принципу ответов на вопросы.

Есть очень талантливые дизайнеры, для которых, как для многих художников и творческих людей, характерна некоторая социальная отстраненность, интровертность. Им, как правило, чуть сложнее показывать себя и рассказывать о себе и о том, чем они занимаются. Поэтому для лектора очень важно развивать в себе экстраверта. К слову, я могу посоветовать книгу, которую недавно прочла — «Нетворкинг для интровертов» Деворы Зак. Эта тема для меня интересна, поскольку поначалу я очень волновалась перед выступлениями и мне сложно было говорить свободно и раскованно. Ведь я рассказывала о том стиле, который в России пока не так широко известен. Поэтому сравнения его с популярным и знакомым, условно назовём его «советским» стилем, избежать сложно. Такой лекторский приём «на сравнении» позволяет особенно чётко показать характеристики стиля. Я допускаю, что мои оценочные высказывания могут быть критически восприняты некоторыми слушателями, особенно старшего поколения. Но что поделаешь? Именно сравнение нового со знакомым материалом эффективно, экономично по времени и делает лекцию динамичной, яркой и интересной. Угодить всем невозможно, иначе лекция станет вялой, скучной и пресной. Возможно, та информация, которую люди получают на лекциях, или форма ее подачи, кому-то может не понравиться. Спикеру нужно спокойно к этому относиться. Если предмет интересный и актуальный, то он должен вызывать разный отклик у людей: кому-то нравится, а кому-то нет. Но если это нравится мне самой, это не может остаться незамеченным, и тогда есть большая вероятность, что в аудитории найдутся мои единомышленники. На это я бы ориентировалась при подготовке к лекционной деятельности.

Какие качества важны в работе дизайнера?

Дизайнер — это человек, который грамотно заимствует уже существующие идеи, собирает то, что другими людьми уже создано, в собственный микс, в проект, отвечающий требованиям заказчика. Чем мне нравится работа дизайнера и чем она отличается от работы художника: задача художника — сотворить что-то такое, чего еще нет в этом мире, а задача дизайнера — применить то, что создали другие. Поэтому для дизайнера, прежде всего, важен широкий кругозор, «насмотренность». Дизайнеру также нужно максимально знать, то что происходит в его профессиональном мире, не замыкаться в своём творчестве, но быть открытым для новых идей.

Широкий кругозор дизайнера важен не только для самого процесса создания проекта, но я и для общения с заказчиком. Очень важно посещать разнообразные выставки, презентации, мастер-классы, касающиеся и не касающиеся творчества, чтобы не быть узким специалистом, который разбирается только в своей теме, чтобы уметь поддержать разговор. При работе с заказчиком беседа начинается с разговора о погоде, о природе, а где вы были, а что вам нравится. Если говорить о создании интерьера для конкретных людей, то важно, чтобы интерьер отражал характер владельцев: нужно понимать, какие у них вкусы, какие ценности. Именно при таком построении общения можно нащупать то главное, что люди даже не всегда могут сформулировать, что для них важно в интерьере.

Что Вас вдохновляет в подготовке концепции ваших дизайн-проектов?

Есть несколько вещей, которые меня вдохновляют.

Прежде всего, это выставки декора и мебели, которые проходят в Стокгольме: Formex и Stockholm Furniture Fair. Это те места, где производители скандинавской мебели и декора представляют свою продукцию. В рамках этих событий организуются лекции, которые проводят скандинавские тренд-эксперты. В этом смысле мне очень помогает знание шведского языка, потому что далеко не вся программа на английском. Также я посещаю различные выставки, открытия и презентации, которые проходят в Стокгольме в рамках ежегодной недели дизайна Stockholm Design Week. Я читаю профильную литературу: шведские интерьерные журналы Residence, Sköna Hem, Family Living и другие.

Ещё один неочевидный источник информации — это скандинавские агентства недвижимости. Такие, например, как Fantastic Frank или Historiska Hem. Дело в том, что в Швеции принято, выставляя квартиры и дома на продажу, фотографировать их вместе со всей мебелью и интерьером. Поэтому агентства недвижимости — отличный источник информации о реальном жилище. В интерьерных журналах, как правило, публикуют несколько идеализированные картинки, даже если они освещают реальное жилище. А на сайтах недвижимости — самые настоящие живые шведские интерьеры.

Вы сказали, что дизайн сначала был вашим хобби, а потом перерос в дело. А какое хобби у Вас сейчас?

Моё основное увлечение — это постеры. Я их просто обожаю. Как-то я посчитала, что дома у меня собралось более 60-ти постеров и фотографий. Периодически меняю их на стенах. Потому что это несложный, недорогой, но очень выразительный инструмент декорирования интерьера.

И вообще я очень люблю все, что на бумаге. Моё полиграфическое прошлое меня не оставляет.

Я очень люблю кофе и кофейную культуру, которая сейчас стала активно развиваться и в России. Поэтому ещё одна моя страсть — это картонные стаканчики для кофе. Бывают стаканчики с совершенно потрясающим дизайном. Иной раз рука не поднимается выкинуть такое «произведение искусства». Ведь я, как дизайнер, знаю, какая работа за этим стоит. Возможно, это моя проблема, но мне сложно выбрасывать журналы, открытки, письма с почтовыми марками. Здесь, в Швеции, люди чаще пользуются бумажной почтой, и есть такие чудесные, красиво проштампованные марки. Муж надо мной подшучивает по этому поводу, но я в этом плане стала себе доверять. Если какая-то картинка мне понравилась, то я ее сохраняю. Пока не знаю для чего, но уверена, что это мне пригодится.

Еще одно моё хобби: обожаю ходить по комиссионным магазинам в поисках интерьерных сокровищ. Меня часто просят порекомендовать блошиные рынки в Швеции. Их (в отличие от Франции) здесь не так много. Таких обаятельных антикварных рынков, как в Париже, в Стокгольме почти нет. Зато в Швеции есть система благотворительных магазинов, таких как Röda Korset, Stadsmissionen или Myrorna, куда люди отдают самые разнообразные ненужные вещи: начиная от мебели и посуды, заканчивая книгами и пластинками. Потом эти вещи продаются, а прибыль тратится на добрые дела. Там попадаются очень забавные вещи.

Расскажите о своих дальнейших планах, о преподавании в России и консультировании российских клиентов.

Я постоянно живу и работаю в Стокгольме. Но в моих планах — проводить как можно больше лекций в России, осуществлять перевод со скандинавского дизайнерского языка на русский общедоступный. Я рассчитываю свой визит на март в Москву и Петербург, а осенью планирую приехать в Ростов-на-Дону, Москву и Санкт-Петербург. Это, что касается лекций для массового зрителя. Иногда я провожу лекции по запросам компаний. И в этом плане я достаточно мобильна и приезжаю по приглашению. А пока я в Швеции я пишу материалы: статьи для Houzz и российских журналов. На портале Houzz я веду общение с подписчиками. Если кого-то интересует канал для связи, то там мне можно задавать небольшие вопросы.

Также я провожу онлайн-консультации: от небольших до ведения проектов. Часто я начинаю ведение проекта в России, а потом продолжаю консультирование в режиме онлайн. Некоторые задачи не требуют непосредственного моего присутствия на объекте, в случаях советов по покупке и расстановки мебели, когда известны все исходные данные и размеры. Тогда я тоже могу консультировать удаленно.

Кстати, этой возможностью — задавать вопросы дизайнерам на том же Houzz, например, — как мне кажется, пока не очень активно пользуются. Возможно, людям проще спросить устно, на лекции, чем формулировать вопросы в письменном виде.

Что Вы считаете главным при создании интерьера?

Для меня работа дизайнера является скорее ремеслом. Некоторые дизайнеры считают свою работу искусством, стараясь создать идеальную картинку, как для съемки журнала. Я, прежде всего, ставлю перед собой задачу — создавать интерьер, в котором удобно и уютно жить. А это немало!

 

Все права на материалы, включая фотографии и тексты, размещенные в данной статье принадлежат Кате Карлинг @MONOGRAM studio и сайту Allworkshops.ru.

Любое копирование текстовых материалов и изображений запрещено вне зависимости от целей использования. Если вы желаете поделиться информацией, рекомендуется давать ссылку на соответствующую страницу.

Поделиться статьей
17 февраля 2017 / 6 комментариев в
  • Эльвира написал (-а):

    Большое спасибо за интересную и содержательную статью !!! Очень много для себя подчеркнула и записала ,, на карандаш,,. Рада буду продолжению статей Кати Карлинг! Обязательно подделаюсь информацией с друзьями !

    • Andrew написал (-а):

      Полностью согласен! Действительно много полезной информации, которую я тоже взял «на карандаш». Особенно ресурсы для вдохновения, куда можно сходить, что посмотреть. И про сайты недвижимости с реальными фото интерьеров очень любопытно. Жалко, что нет ссылок.

  • Ирина написал (-а):

    Спасибо, Катя! очень интересно было прочитать! И да, удобство и уют на первом месте. И нет, дорогим «евроремонтам» они убивают индивидуальность!

  • Andrew написал (-а):

    Очень честная, нерафинированная статья с живым языком и интересным содержанием. Чувствуется, что Катя талантливый дизайнер и лектор. Захотелось попасть на её лекции по скандинавскому стилю.

    • Катя Карлинг написал (-а):

      Andrew, спасибо за отзыв! Мне принято, что материал вам пришёлся по душе. Что касается ссылок, то, конечно, было бы здорово, чтобы их можно было вставлять в текст. Но выкрутиться можно — скопируйте названия из статьи и вставьте в поисковик. Все упомянутые в интервью названия появляются на первых местах в результатах поиска.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *